Российский авиапром старается освоить новые для себя виды бизнеса. В настоящее время в работе находится сразу два проекта конвертации пассажирских авиалайнеров западного производства в грузовые самолеты на российских авиационных предприятиях. В первом случае такой бизнес начинает один из крупнейших в стране производителей авиационной техники — корпорация "Иркут". Она готовится к конвертации самолетов А320 с использованием для этих целей как своей производственной площадки в Иркутске, так и площадки дружественного РСК "МиГ" в Луховицах. Второй проект инициирован крупнейшим российским грузовым авиаперевозчиком — группой компаний "Волга-Днепр", которая планирует использовать для конвертации самолетов Boeing 747 мощности завода "Авиастар" в Ульяновске. Правда, для успешного развития подобного бизнеса необходимы не только технологические возможности, но и наличие заказчиков со стороны авиакомпаний.
В партнерстве c Airbus
Как рассказал корреспонденту АТО Борис Дворецкий, директор "Иркут Индастриз", в настоящее время корпорация "Иркут" совместно со своим новым акционером, европейским концерном EADS, и компанией Airbus готовит проект создания в России центра по конвертации пассажирских самолетов в грузовой вариант. Для этих целей предполагается создать отдельное совместное предприятие, куда российские участники — "Иркут" и РСК "МиГ" — и западные партнеры войдут в равных долях. По словам г-на Дворецкого, протокол о намерениях по созданию этого СП стороны планируют подписать уже в середине мая, в ходе авиационной выставки ILA-2006 в Берлине, а окончательное соглашение будет заключено до конца года.
Предполагается, что на начальном этапе партнеры займутся переделкой в грузовые версии самолетов Airbus A320 и A321. При этом российские компании станут первыми в мире, кто будет заниматься конвертацией этих моделей. Изначально грузовых версий в семействе A320 не предусматривалось, и практически ни одно воздушное судно этого семейства пока еще не выработало свой ресурс в качестве пассажирского самолета. Однако, как рассказал директор "Иркут Индастриз", по маркетинговым расчетам Airbus и "Иркута" первые кандидаты на переделку должны появиться через два-три года — как раз тогда, когда создаваемое СП закончит подготовку к производству и получит все необходимые сертификаты. По его словам, интерес к грузовой модификации самолета для контейнерных почтовых перевозок проявляют такие крупные компании, как FedEx и DHL, а всего потенциальный объем заказов на конвертацию A320 может достичь 400 машин.
Процесс сертификации затронет обе российские площадки. В Иркутске планируется производить компоненты конверсионного комплекта: грузовые двери, усиленные полы и балки. Это обусловлено тем, что иркутский авиазавод проходит в настоящее время процесс сертификации производства, ряда технологических процессов и системы качества по стандартам Airbus в рамках программы производства компонентов для самолетов A320 по заказам европейского авиапроизводителя. Проект грузовой конвертации потребует получения от иркутской площадки дополнительной сертификации конструкторских работ.
Предстоит также сертифицировать производственную площадку РСК "МиГ" в Луховицах, где, собственно, и будет происходить переделка самолетов, а также и саму грузовую версию самолета. Борис Дворецкий не назвал объем инвестиций для сертификации и подготовки производства, так как объем работ и их распределение между партнерами пока находятся в стадии обсуждения.
Когда СП начнет свою работу, то, по оценке г-на Дворецкого, объем работ российской стороны составит около 200 млн долл. в год. В него войдет разработка конструкторской документации на дальнейшую эксплуатацию грузовых модификаций A320, производство комплектов для конвертации, сама переделка, а также неизбежные при таких операциях тяжелые формы обслуживания самолета D-check, на которые Луховицы также получат сертификат.
Количество переделываемых самолетов, по прогнозам партнеров, может составить 20-30 машин в год, без учета тех лайнеров, которые будут конвертироваться на заводе EADS в Дрездене. Он тоже станет участником будущего СП. В Луховицах под работу совместного предприятия будет отдан цех, в свое время возведенный под строительство отечественного авиалайнера Ту-334. В нем одновременно может вестись работа над переоборудованием 7-8 A320. Процесс конвертации одного самолета, исходя из опыта Airbus, составит около 72 дней.
Если первый этап совместного проекта окажется успешным, то, по словам Бориса Дворецкого, на втором этапе СП планирует расширить услуги по конвертации и на модели большей размерности — A330 и A340. При этом объем инвестиций по следующему этапу будет меньше, поскольку конструкторская документация на грузовые версии этих моделей уже существует.