В то время как темпы роста мирового рынка грузоперевозок замедляются, в России его объемы продолжают падать. Такая ситуация происходит в том числе из-за российской отраслевой специфики. Но даже в текущих условиях отдельные авиакомпании страны демонстрируют рост.
Значительная часть грузов от авиаперевозчиков ушла на автотранспорт.
По данным Росавиации, за первые шесть месяцев 2019 г. объемы грузоперевозок российских авиакомпаний сократились на 4,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составили 526,8 тыс. т. Еще больше упал грузооборот — на 6,6%, до 3,5 млрд ткм.
По волнам цикличности
Опрошенные корреспондентом "Авиатранспортного обозрения" эксплуатанты отмечают, что российский рынок грузовых авиаперевозок повторяет негативные тенденции, складывающиеся на рынке международном. Причины их кроются в макроэкономических факторах — это, в частности, связанная с Brexit торговая неопределенность в Европе и торговая война между США и Китаем. Даже IATA изменила свой прогноз на 2019 г., согласно которому мировой грузооборот увеличится лишь на 2,0% вместо 3,7%, как ожидалось ранее.
В крупнейшей российской грузовой авиагруппе "Волга-Днепр" (куда входят перевозчики AirBridgeCargo, "Волга-Днепр" и "Атран") отметили, что мировой рынок грузоперевозок цикличен и за каждым подъемом неизменно следует падение. Сегодня рынок как раз находится в фазе снижения, что вызвано многими факторами. Помимо растущего торгового протекционизма свое влияние оказывает релокация производственных мощностей из китайского региона в другие страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Бангладеш, Камбоджу). Китай становится уже не таким дешевым и удобным местом для производителей. Для авиаперевозчиков же это, с одной стороны, означает развитие сети и открытие новых рынков, а с другой — вызов, поскольку во многих аэропортах таких стран инфраструктура не готова к обслуживанию больших объемов грузов, тем более специальных.