Джеймс ОТТ, Цинцинатти
Эффективные меры по снижению расходов, предпринятые отделениями пассажирских перевозок авиакомпаний, заставили задуматься об этом и руководителей, отвечающих за грузовые перевозки. В поисках путей повышения прибылей и снижения расходов последние предполагают, в частности, использовать новые достижения науки и техники. Такой подход может привести к новой эре в области грузовых авиаперевозок.
По мнению экспертов, характерными особенностями наступающей эпохи станут возможность идентификации всех составляющих перевозимых грузов, специализация авиакомпаний-грузоперевозчиков, повышение роли глобальных альянсов и более полная стандартизация процесса перевозки. Если усилия Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), направленные на внедрение безбумажных технологий, являющихся ключевым фактором снижения расходов, увенчаются успехом, то система грузоперевозок, основанная на бумажных документах, уйдет в прошлое.
По мнению эксперта компании Unisys Кристофера Шаудона, возможны три значительных изменения в информационных технологиях (ИТ), связанных с перевозками грузов:
- системы связи через Интернет обеспечат возможность обмена информацией между всеми сторонами, занятыми в процессе перевозок, включая грузоотправителей, экспедиторов, авиакомпании, склады и различные государственные структуры;
- неотъемлемыми элементами станут системы комплексного управления грузовыми потоками и менеджмента нештатных ситуаций;
- появятся направленные на получение максимальных доходов системы быстрого реагирования, обеспечивающие мгновенную адаптацию к изменениям спроса и формирование новых маршрутов доставки. В этом отношении весьма перспективными представляются альянсы авиакомпаний.
В своем обзоре г-н Шаудон утверждает, что усилия "традиционных" грузовых авиакомпаний по снижению расходов очень важны еще и потому, что они могут способствовать потенциальному росту числа малозатратных перевозчиков. Он приводит перечень бизнес-моделей, позволяющих реализовать те же принципы, которыми руководствуются эксплуатанты, ориентирующиеся на низкие расходы. Среди таких принципов упрощенная схема ценообразования, высокопроизводительные трудовые коллективы, высокая интенсивность эксплуатации авиатехники. Помимо этого Кристофер Шаудон рекомендует шире использовать информационные технологии с целью упрощения грузоперевозок, печально известных кипами сопровождающих их бумажных документов.
Оформление заказов через Интернет получает все большее распространение, однако, по словам г-на Шаудона, успехи на фронте борьбы за внедрение ИТ в отрасли пока не очень велики. В 2003 г. компания Unisys создала один из трех крупнейших порталов для заказа грузовых перевозок, Cargo Portal Services. Он обслуживает совместное предприятие, созданное грузовыми подразделениями авиакомпаний Northwest Airlines, KLM, Air Canada и United Airlines. Недавно к ним присоединилась компания Continental Airlines.
По мнению Джона Джонстона, генерального директора специализирующейся в области ИТ люксембургской фирмы, главным фактором, тормозящим внедрение информационных технологий в грузовые перевозки, является бюрократизм государственных органов. Фирма, которой руководит г-н Джонстон, была создана в 2004 г. путем слияния Sita и Cargolux Airlines International. "Проблема заключается в том, что грузовые авиаперевозки поистине глобальны. При этом в каждой стране на уровне государственных органов или авиакомпаний существуют свои особенности", — подчеркивает он.
Джон Джонстон отмечает, что вместо широкой поддержки Монреальского протокола, разрешающего применение электронной подписи, правительства и таможенные органы многих стран не акцептуют электронные авиатранспортные накладные. "Впереди еще долгий путь", — говорит он. Но есть и положительные сдвиги. "Необходимость решения проблемы общепризнанна. Появилось понимание важности для экономики конкретных стран того, как функционирует мировая система перевозки грузов в целом. Все осознают необходимость перемен, чего не было еще совсем недавно. Промышленность стала более гибкой, и производственные мощности перемещаются в те страны и регионы, где производить товары дешевле. Поэтому если государственные органы ставят слишком много барьеров на путях доставки и отправки грузов, то производство может быть перенесено в другое место".
Еще одним препятствием является имеющаяся у части крупных авиакомпаний "боязнь" финансирования новых информационных технологий. По словам г-на Джонстона, компании уже вложили миллионы долларов в разработку сложных взаимосвязанных систем. Оценки затрат, требуемых для значительного изменения инфраструктуры ИТ, приводят к необходимости принятия трудного решения о целесообразности новых инвестиций.
Джон Джонстон отдает должное IATA за ее значительные усилия по стандартизации транспортных документов в рамках программы Cargo 2000 и считает, что введение в отрасли безбумажного оборота документов приведет к существенному улучшению ситуации.
Фирма Sita (Великобритания) является провайдером 55 авиакомпаний и использует собственное программное обеспечение для приема заказов на перевозку, управление провозными мощностями и доставкой грузов. В декабре прошлого года Sita Cargo и принадлежащая Cargolux компания Champ Cargosystems заявили о слиянии и создании новой фирмы, предназначенной для внедрения современных информационных технологий в грузоперевозки. Ее головной офис расположен в Люксембурге. Джон Джонстон, который ранее был генеральным директором Cargolux, в феврале возглавил новую фирму. Вопрос о ее названии пока не решен.
"Чашей Грааля" грузовых перевозок, по мнению г-на Джонстона, является система, которая позволит осуществлять мониторинг процесса доставки каждой отдельной единицы груза. "Если вам удастся добиться этого и мы будем работать в соответствии с этой системой, то вы сможете ассоциировать с каждой единицей груза адрес доставки (DNA) и нанести его на каждую упаковку. Таким образом, на каждой упаковке будет указан маршрут доставки, что дает безграничные возможности".
Эксперты и руководители фирм, ознакомившиеся с обзором г-на Шаудона, согласны с тем, что инструментом, обеспечивающим мониторинг доставки грузов и повышающим безопасность перевозок, вероятнее всего станет высокочастотное устройство идентификации (Radio Frequency Identification Device, RFID), если только по каким-либо причинам не понадобится устройство, способное нести бо’ льшие объемы информации по сравнению с обычным штрих-кодом.
Стефен Уонг, вице-президент авиакомпании Cathay Pacific Cargo, работающий в Ванкувере (провинция Британская Колумбия, Канада), сообщил, что компания рассматривает возможности применения различных типов таких устройств, но пока не определилась с их приемлемой стоимостью и не понимает, кто из участвующих в процессе доставки грузов партнеров должен платить за их использование. Чтобы система работала, каждая единица груза должна быть оснащена обладающей возможностью считывания информации микросхемой, в которой содержатся данные о характере груза, месте его отправки и точный маршрут доставки к месту назначения.
Гонконгская авиакомпания Cathay планирует получить в этом году два грузовых самолета Boeing 747-400. Ее подразделение грузовых перевозок в настоящее время эксплуатирует 16 самолетов Boeing 747, 10 200-х и 6 400-х. Сеть обслуживаемых компанией маршрутов связывает между собой 90 аэропортов мира. Cathay строит стратегию своего развития в основном на увеличении числа рейсов по существующим маршрутам, но, тем не менее, планирует начать в нынешнем году полеты в Вашингтон и Атланту. 9 марта подразделение грузовых перевозок авиакомпании сообщило сумму полученного за прошлый год дохода. Она составила 1,3 млрд долл.
Отделение грузоперевозок компании Cathay является членом двусторонних альянсов по продаже грузоперевозок и доставке грузов, но избегает участия в многосторонних объединениях. Г-н Уонг считает, что такие объединения создают избыток провозных мощностей. Вместе с Japan Airlines, Singapore Airlines и Qantas компания организовала ориентированный на Азию интернет-портал Ezycargo. По словам вице-президента Cathay, объемы онлайновых заказов грузоперевозок растут, а в некоторых регионах, особенно в Южной Корее, достигли очень высокого уровня.
Лидирует в области кооперации грузовых перевозчиков альянс SkyTeam, членами которого являются Delta Air Lines, Air France, AeroMexico, KLM, Northwest Airlines, Alitalia, CSA Czech и Korean Air. Continental Airlines также входит в альянс, но только в части пассажирских перевозок. Как считает исполнительный директор Delta Air Logistics Бен Дарнелл, объединенные усилия членов альянса позволили выработать общие принципы организации перевозок и перечень услуг по доставке грузов. Информационный обмен налажен таким образом, что вся документация на груз, доставленный, например, авиакомпанией Delta в передаточный пункт, может быть в электронном виде передана другому перевозчику — допустим, Korean Air.
Delta, Air France и Korean объединились в группу по продаже перевозочных мощностей за пределами США и продают перевозки с помощью единой системы. Вскоре к ним должна присоединиться Alitalia.
По словам г-на Дарнелла, помимо участия в альянсах, каждая авиакомпания стремится заключить двусторонние соглашения "там, где это целесообразно". Например, Air France является генеральным агентом компании Delta по продажам перевозок в европейском регионе, освобождая последнюю от необходимости выполнять операции по продажам самостоятельно.
Delta перевозит грузы только в багажных отсеках пассажирских самолетов. Однако потенциальные возможности рынка грузоперевозок оказывают заметное влияние на выбор типа самолета. Так, Delta и Air France создали альянс на базе рейсов Атланта-Париж, выполняемых на самолетах Boeing 767. Рост заказов на грузоперевозки привел к необходимости выполнения четырех рейсов в сутки на Boeing 777. Обслуживание другого маршрута, Атланта-Лима (Перу), Delta начала на самолете Boeing 757. Но как только появились явные признаки увеличения спроса, она заменила его на Boeing 767-400.
Korean Air и Air France выполняют перевозки грузов на чисто грузовых самолетах. Отделы грузовых перевозок самостоятельно определяют, когда и на каком маршруте будет эксплуатироваться тот или иной самолет. Благодаря участию в альянсе SkyTeam, Korean Air Cargo выполняет пять рейсов в неделю в Атланту. Эти перевозки, как говорит Бен Дарнелл, "были бы невозможны без партнерских отношений с авиакомпанией Delta". Air France выполняет рейсы в Атланту на грузовом самолете один раз в неделю и, кроме того, перевозит грузы на нижней палубе своих пассажирских самолетов.
Отдел работы с заказчиками компании Delta провел полевые испытания RFID в г. Джексонвилль, шт. Флорида. В ходе этих испытаний устройства применялись для идентификации багажа пассажиров. По словам г-на Дарнелла, результаты получились "впечатляющими". Но камнем преткновения могут оказаться наличие свободных частот в аэропортах и большие затраты.
В своем отчете Кристофер Шаудон отмечает, что "перспективы мировой логистики представляются блестящими", поскольку производственные мощности продолжают перемещаться в регионы с низкой себестоимостью работ. По его мнению, "традиционные" грузоперевозчики должны пересмотреть принципы своей деятельности. Технический прогресс ведет к неизбежным переменам, как это видно на примере таких стабильных отраслей, как банковское дело, управление финансами и розничная торговля.
Монреальский протокол, разрешающий использование электронных транспортных накладных, принят всеми промышленно развитыми странами мира. Это означает, по словам г-на Шаудона, что "авиакомпании могут упростить свои внутренние процессы". Некоторые из 35 крупнейших грузоперевозчиков мира уже уходят от долгосрочных контрактов по фиксированным ценам с грузоотправителями и становятся "более гибкими в переговорах, быстрее реагируют на изменения ситуации, забастовки и т. д.".
Среди грузоперевозчиков, как считает Кристофер Шаудон, наблюдается тенденция к специализации, позволяющая им быстрее реагировать на потребности рынка. Авиакомпании могут выбрать те грузы, на которых они предпочитают специализироваться, например доставку опасных или тяжеловесных грузов.
По его мнению, внедрение новых информационных систем также позволит улучшить управление грузопотоками. Такие системы позволяют следить за перемещением каждого груза и сообщают обо всех случаях его задержки.