Итоги полугодия: стагнация

Объемные показатели работы крупнейших российских авиакомпаний за первые шесть месяцев этого года свидетельствуют о практически остановившемся развитии рынка перевозок. После четырех лет бурного роста наступило затишье.
Причины его известны — за период с июня по декабрь 2004 г. стоимость авиакеросина в московских аэропортах возросла на 60%. В регионах эта цифра была даже больше.
Подорожание застало авиакомпании врасплох, и некоторое время они продолжали летать себе в убыток, наблюдая за поведением конкурентов и не спеша повышать тарифы и вводить топливные надбавки. Но в 2005 г. процесс подорожания авиабилетов пошел полным ходом: по данным ГосНИИГА (см. стр. 23) в 2005 г. средний тариф на внутренние перевозки растет с темпом вдвое более высоким, чем в 2004 г., — а тогда он лишь незначительно опережал уровень инфляции.
Подорожание авиаперевозок немедленно отозвалось снижением спроса, особенно заметным на внутренних линиях: количество перевезенных пассажиров не только не возросло, но и упало на полпроцента.
На международных линиях ситуацию частично разрядила вышедшая на рынок авиакомпания "ВИМ-авиа", которая, располагая гигантскими по российским меркам провозными емкостями (12 Boeing 757-200), не дала тарифам на международные чартеры подняться слишком высоко. Рост перевозок пассажиров на международных линиях составил 4,1%.
Итоги полугодия подтверждают тенденцию к укрупнению рынка: пятерка самых крупных авиакомпаний обслужила 50%, а двадцать ведущих перевозчиков — 80% всех пассажиров, воспользовавшихся услугами авиатранспорта в I полугодии.
Наибольшие темпы роста зафиксировала авиакомпания "Аэрофлот-Норд": 93,17% по общему объему пассажироперевозок. Практически двукратный прирост достигнут благодаря тому, что после приобретения в августе прошлого года "Аэрофлотом" "Архангельских авиалиний" лидер рынка передал переименованной в "Аэрофлот-Норд" архангельской авиакомпании по соглашению код-шеринга значительную часть своих внутренних рейсов из Москвы и помог восстановить парк.
Авиакомпания UTair продолжает наращивать перевозки, лидируя среди "больших" авиакомпаний с внушительным темпом роста в 20,61%. Летом прошлого года UTair вошла в партнерские отношения с базирующейся в Сыктывкаре "Комиинтеравиа", которая обладает значительным парком самолетов Ту-134. Как подчеркивает руководство UTair, обе компании создали альянс, предусматривающий значительное расширение совместной маршрутной сети с использованием воздушных судов объединенного парка. Вероятно, результаты этого партнерства нашли отражение в данных статистики.
А вот авиакомпания "Сибирь" с ее 11,54% роста улучшила собственные показатели благодаря увеличению провозных мощностей: к началу июля авиакомпания получила 5 Airbus A310 и 4 Boeing 737-500. Перевозчик избавился от нескольких приносящих убытки Ту-154 и Ил-86, но баланс по количеству располагаемых кресел все равно увеличился, а маршрутная сеть позволила реализовать потенциал.
Наибольшие потери в количестве пассажиров понесла авиакомпания "Домодедовские авиалинии" — 16,83%. Однозначную причину неудачи назвать трудно. Тут, вероятно, и подорожание топлива, и переходной период в связи со сменой собственников (блокирующий пакет акций в прошлом году выкуплен владельцами авиакомпании "КрасЭйр"), и оптимизация флота и маршрутной сети, вызванная вступлением в альянс, недавно получивший название AiRUnion. Сыграла свою неблагоприятную роль и возросшая конкуренция на рынке международных чартеров.
На грузовом рынке картина гораздо менее однородна, нежели на пассажирском. Наибольший рост по тоннажу доставленных грузов зафиксировала авиакомпания "Волга-Днепр", которая помимо традиционной деятельности по чартерной перевозке крупногабаритных и сверхтяжелых грузов на Ан-124 в прошлом году запустила проект регулярных грузоперевозок на двух самолетах Boeing 747-200F под торговой маркой AirBridge Cargo.
А вот наибольшие потери понесли чартерные перевозчики, специализировавшиеся на обслуживании грузопотоков из КНР: уже в конце прошлого года в силу изменения таможенного климата это направление потеряло свою привлекательность, и найти новые ниши смогли далеко не все грузовые авиакомпании. Рост цен на топливо также болезненно отразился на экономике авиационных грузоперевозок; в результате общий объем перевезенных грузов за полугодие сократился на 2,2%.

Читайте также  Lufthansa Cargo сокращает расписание из-за падения спроса на грузовые авиаперевозки

Основные показатели работы гражданской авиации России за первые 6 месяцев 2005 года (регулярные и нерегулярные перевозки) Показатель работы по видам сообщений Пассажирооборот Перевозки пассажиров Занятость пасс. кресел Грузооборот Перевозки грузов и почты 2005 г.,
млн пкм
2005 г. к 2004 г., % 2005 г., тыс. чел. 2005 г. к 2004 г., % 2005 г., % 2005 г. к 2004 г., % 2005 г., млн ткм 2005 г. к 2004 г., % 2005 г., тыс. т 2005 г. к 2004 г., % Международные перевозки 19698,28 +2,56 6,637,87 +4,08 70,6 -0,4 940,20 -3,44 171,14 -2,43 из них: между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ 17573,96 +2,62 5,639,03 +4,65 71,9 -0,2 923,96 -3,45 163,76 -2,11 между Россией и странами СНГ 2,124,33 +2,04 998,84 +0,94 61,9 -1,1 16,24 -2,67 7,39 -9,06 Внутренние перевозки 16497,46 -0,43 8,129,92 -0,48 66,6 +0,1 374,33 -6,63 122,41 -1,83 из них: местные перевозки 436,01 -3,25 676,19 -6,44 61,8 -2,1 10,92 +54,53 9,32 +10,72 В целом 36195,75 +1,17 14,767,79 +1,52 68,7 -0,1 1,314,53 -4,37 293,56 -2,18

Источник: ТКП.

 

Добавить комментарий