Сговор грузовых перевозчиков?

Против ряда грузовых перевозчиков начато расследование в связи с действиями, направленными на ограничение свободной конкуренции. Офисы некоторых компаний были подвергнуты обыску. Другие получили требования предоставить необходимую информацию.

Йен ФЛОТТАУ, Франкфурт
Ряд грузовых авиаперевозчиков оказались перед перспективой уплаты крупных штрафов, наложенных международными органами, ответственными за соблюдение антимонопольного законодательства. Следователи из разных стран трех континентов пытаются определить, действительно ли группа авиакомпаний, специализирующихся на грузовых перевозках, совершала незаконные действия, направленные на ограничение свободной конкуренции, такие как искусственное вздувание цен и взимание дополнительных сборов.
В феврале официальные лица провели обыски в офисах ряда авиакомпаний во Франкфурте, Чикаго, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Сеуле и других городах. В ряде случаев в качестве вещественных доказательств были конфискованы компьютеры. У других перевозчиков, офисы которых не были подвергнуты обыску, были запрошены определенные сведения. Основные следственные действия сконцентрированы в Европе. Но с Европейской комиссией сотрудничают соответствующие органы азиатских стран и Соединенных Штатов. Инициатором нынешней компании считается Министерство юстиции США.
В официальном заявлении Еврокомиссии утверждается, что ряд авиакомпаний подозреваются в нарушении антимонопольного законодательства. О том, что "подразделение по борьбе с монополизацией расследует возможные действия грузовых авиакомпаний, направленные на ограничение свободной конкуренции", заявляют и официальные представители Министерства юстиции.
В число 16 авиакомпаний, которым были направлены запросы или в офисах которых были проведены февральские обыски, вошли Japan Airlines, Nippon Cargo Airlines, Cathay Pacific, Singapore Airlines, Korean Air, Asiana, Lufthansa Cargo, British Airways, Virgin Atlantic, Air France — KLM Cargo, Cargolux, SAS Cargo, American Airlines, United Airlines, Polar Air Cargo и LAN Cargo. Во Франкфурте был проведен обыск в офисе United. Компания American отделалась получением запроса о предоставлении информации. Следует отметить, что контакты со следователями еще не означают прямого обвинения в сговоре или в действиях, направленных на искусственное завышение цен.
Следственные действия не ограничились только рамками альянсов грузовых перевозчиков, таких как WOW или SkyTeam Cargo. Им подверглись и некоторые независимые авиакомпании. При этом такие отраслевые поставщики комплексных услуг, как FedEx, UPS и DHL, в поведении, направленном на ограничение свободной конкуренции, не обвиняются. Авиакомпании со своей стороны заявляют о полном сотрудничестве со следствием, но отказываются от обсуждения обвинений. Предполагается, что расследование займет по меньшей мере несколько месяцев.
Компетентные органы не говорят о том, какие, по их мнению, доводы свидетельствуют о нарушении антимонопольного законодательства различными авиакомпаниями. Но представители SAS Group частично раскрыли позиции, по которым им предъявлены обвинения: "По мнению Еврокомиссии, совместные действия авиакомпаний охватывают как внутриевропейские маршруты, так и перевозки в страны, не входящие в Евросоюз. Деятельность, направленная, как предполагается, на ограничение свободной конкуренции, велась с 2000 г. и касается в основном соглашений, обеспечивающих сдерживание роста расходов, связанных с внешними организациями, например, увеличения сборов на дополнительные меры безопасности (после террористических актов в США в сентябре 2001 г.), сборов за страховку на случай объявления военных действий (в связи с внезапным началом войны в Ираке в 2003 г.), дополнительных сборов из-за роста цен на топливо".
По сведениям из других источников, расследование связано также с предполагаемым противозаконным сотрудничеством в области назначения тарифов на грузовые перевозки. Еврокомиссия отказалась дать пояснения по поводу того, действительно ли она расследует только взимание дополнительных топливных сборов, позволившее значительно улучшить финансовое положения европейских авиакомпаний.
Грузовые перевозчики сегодня имеют возможность — хотя и в ограниченном объеме — обмениваться информацией через систему конференций по тарифам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), членами которой являются 95 грузовых авиакомпаний.
Еврокомиссия выразила озабоченность в связи с подобным взаимным обменом информацией, в том числе и путем прямых переговоров представителей авиакомпаний. Она опасается, что это может привести к взаимному сговору. Еврокомиссия и представители авиакомпаний работают в настоящее время над такими процедурами проведения конференций по тарифам, которые позволили бы и удовлетворить требования законодательных органов, и обеспечить определенные выгоды клиентам авиаперевозчиков. Официальные представители IATA заявили, что ассоциация не получала запросов в связи с ведущимся расследованием, и настаивают на том, что обмен информацией в ходе проводимых ею конференций по тарифам является совершенно открытым и существует уже в течение шестидесяти лет.
Как отмечают аналитики, размер штрафов в Евросоюзе в случаях нарушения антимонопольного законодательства теоретически может составлять до 10% от годовых поступлений денежных средств. Но на практике он обычно не превышает 2-3%. Самым нашумевшим случаем такого рода в Евросоюзе стал штраф в размере 462 млн евро (550 млн долл.), наложенный на гиганта фармацевтической промышленности компанию Roche за умышленное завышение цен на витамины.
Дополнительные сборы в связи с ростом цен на топливо были введены многими грузовыми перевозчиками. В большинстве случаев авиакомпании не скрывают их размеров от заказчиков и размещают соответствующую информацию на своих веб-сайтах. Например, представители SAS Cargo пояснили, что эта компания публикует размеры своих сборов при непосредственной оплате наличными деньгами и соответствующую индексацию при других формах оплаты на пяти сайтах, используемых IATA. Однако представители SAS подчеркивают, что "размеры этих сборов никоим образом не связаны ни с IATA, ни с какими-либо другими сборами, применяемыми или не применяемыми различными авиакомпаниями или их объединениями, как международными, так и национальными".
Размеры топливных сборов также публикуются авиакомпаниями FedEx, AA Cargo, Lufthansa Cargo и другими. Индексация происходит, как правило, раз в две недели, причем перевозчики то поднимают, то снижают сборы за топливо на основании биржевых цен на нефть. Так, подразделение грузовых перевозок компании American устанавливает сборы на основе еженедельно предоставляемого Министерством энергетики США отчета о состоянии цен на нефть. При этом сборы "назначаются в зависимости от среднего значения цен в Нью-Йоркском морском порту, на побережье Мексиканского залива, на рынках Лос-Анджелеса, Роттердама и Сингапура".
Юристы, специализирующиеся на антимонопольных делах, считают, что следователи, вероятнее всего, будут искать в первую очередь связи между компаниями, поскольку во многих случаях изменение сборов происходит одновременно.

Читайте также  Налет на двигателях GEnx превысил 1 млн часов

Статья подготовлена при участии Роберта УОЛЛА (Париж) и Джима ОТТА (Цинциннати)

Добавить комментарий