Мировой экономический кризис и сокращение объемов международной торговли самым негативным образом сказываются на отрасли грузовых воздушных перевозок. В 2009 г., впервые после окончания Второй мировой войны, сократится объем мирового ВВП — согласно опубликованному в апреле прогнозу Всемирного банка, падение составит 1,7%. Основной отрицательный вклад дают развитые страны, в экономике которых грузовые авиаперевозки наиболее востребованы. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят США и другие индустриальные государства, ВВП тридцати стран — участников ОЭСР в 2009 г. сократится в среднем на 4,3%. Спад объема мировой торговли в этом году ОЭСР прогнозирует более чем на 13%.
Спрос в мире на грузоперевозки в первом полугодии 2009 г. сократился примерно на 20%, и признаки улучшения ситуации пока не особо заметны. Наглядным примером реакции авиаперевозчиков служат действия компании Lufthansa Cargo, которая планирует в октябре вывести из эксплуатации еще два самолета MD-11F в дополнение к тем четырем, полеты которых уже прекращены. Так что осенью на земле окажется треть флота Lufthansa Cargo.
Кроме перевозок на грузовых ВС Lufthansa Cargo продает провозные емкости багажных отделений пассажирских самолетов, эксплуатируемых компанией Lufthansa. Поскольку материнская компания в этом году не снижает пассажирские провозные мощности, Lufthansa Cargo бьется над тем, чтобы заполнить багажные отсеки; к тому же на многих маршрутах Lufthansa меняет Boeing 747 на Airbus A340, который имеет больше места для грузов. Наряду с сокращением флота Lufthansa Cargo сократила рабочее время многих сотрудников на 25%.
Пример с Lufthansa Cargo любопытен еще и потому, что по своей бизнес-модели эта компания очень похожа на "Аэрофлот-Карго" — точнее, она послужила одним из немногих примеров при создании в 2006 г. дочернего грузового перевозчика "Аэрофлота".
"Аэрофлот-Карго" накануне банкротства
В июне 2009 г. совет директоров "Аэрофлота", как сказано в официальном сообщении, принял к сведению предложение правления ОАО "Аэрофлот" об инициировании процедуры банкротства ЗАО "Аэрофлот-Карго". Из такой формулировки невозможно понять, действительно ли процедура уже начата, однако видно, что вопрос поставлен крайне серьезно. Причинами названы наличие в течение более двух лет отрицательных чистых активов ЗАО "Аэрофлот-Карго" и невозможность в кризисный период восстановить чистые активы. Неофициально также упоминались неисполнение бизнес-плана в 2006–2007 гг. и ошибки предыдущего менеджмента, который начал освоение в компании малотоннажного фидерного Boeing 737-300F и в то же время не сумел обеспечить ввод в эксплуатацию самолетов MD-11F в сроки, предусмотренные бизнес-планом. Кредиторская задолженность "Аэрофлот-Карго" оценивается в 5 млрд руб., причем подавляющая часть этой суммы приходится на долю "Аэрофлота".
Перспективы средней размерности
Продвигая грузовую версию Airbus A330-200F, компания Airbus предлагает по-другому взглянуть на бизнес грузоперевозок. По ее данным, кризисное сокращение провозных емкостей в первую очередь затронуло самолеты большой размерности. По словам руководителя подразделения по маркетингу грузовых самолетов Airbus Дидье Ленормана, текущая ситуация на рынке характеризуется снижением объемов и обострением конкуренции при сохранении сезонности перевозок и несбалансированности грузопотоков. Ответом может стать самолет A330F грузоподъемностью 69 т, который позволит увеличить частоту полетов (что удобно заказчикам) и компенсировать несбалансированные грузопотоки за счет комбинации беспосадочных рейсов и рейсов с технической посадкой. Например, из Франкфурта в Пекин можно лететь с грузом 40 т, а обратно лететь с полной загрузкой, с посадкой в Астане. После внедрения в Европе системы торговли квотами на выбросы вредных газов (см. с. 16) такая схема окажется более выгодной, поскольку короткий полет в Европу потребует меньшей квоты.