Долгое время логика руководителей российского авиапрома базировалась на тезисе о том, что если разрешить авиакомпаниям (или, в терминологии производителей, "эксплуатирующим организациям") покупать ВС иностранного производства, то после этого покупать отечественные ВС их уже не заставишь. Именно так было пролоббировано введение заградительной таможенной пошлины и НДС не только на приобретение, но даже и на операционный лизинг иностранных ВС. Эта мера нанесла серьезный удар по развитию российских авиакомпаний и по качественному составу флота, но не принесла какой-либо пользы российскому авиапрому, пытавшемуся решить — если процитировать одного из его представителей — проблему "как заставить эксплуатирующие организации покупать наши самолеты".
На самом деле, надо было решать другую проблему, а именно предложить выгодные условия продажи и технической поддержки ВС. Потенциальная емкость российского рынка такова, что на нем хватит места и нашим, и не нашим самолетам. Об этом говорит нынешняя ситуация.
С одной стороны, заградительные барьеры по совокупности известных обстоятельств стали существенно прозрачнее и иностранные ВС начинают эксплуатировать не только лидеры рынка, но и авиакомпании из второй десятки перевозчиков. Конечно, без пошлин им было бы еще лучше, но справляются и так.
С другой стороны, нельзя сказать, что вот сейчас-то заказы на ВС российского производства совсем прекратились, потому что все кинулись за "иномарками". Скорее, наоборот: в рамках ОАК уже согласован план производства гражданских ВС на 2008-2015 гг. (табл. 1) и помешать ему может не столько конкуренция из-за рубежа, сколько ограниченные производственные мощности российского авиапрома, перенесшего, как и авиаперевозчики, сокрушительный удар во время экономического кризиса 90-х гг.
Таблица 1. План производства гражданских самолетов в 2008-2015 гг. (базовый сценарий) Тип ВС Количество самолетов Всего 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Ил-96 3 3 3 3 3 3 3 3 24 Ту-204/214 8 12 20 22 22 22 22 22 144 SSJ 100 / Ту-334 6 30 60 70 70 70 70 70 446 Ан-148 4 12 18 26 36 36 36 36 204 Всего 21 57 101 121 131 131 131 131 818 Источник: ОАК. Возрождение рынка российских ВС, очевидно, невозможно без активного участия государства. Здесь важно подчеркнуть роль государственно-частной компании "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК), которая в рамках ОАК получила статус эксклюзивного лизингодателя производимых ВС (другой государственно-частной лизинговой компании, ФЛК, отведен статус лизингодателя технологического оборудования, и после завершения текущих программ по лизингу ВС она покинет этот сегмент рынка). При участии государства ИФК удалось предложить достаточно привлекательные для авиакомпаний условия лизинговых сделок. Кроме того, компания ведет значительную работу в сегменте, который прежде почти не удостаивался внимания авиапрома, — в обеспечении технической поддержки выпущенных ВС.
Результатом такого подхода стал растущий портфель заказов ИФК. Только в июне компания подписала контракты на сумму 22,2 млрд руб. В их число вошли заказы на девять грузовых самолетов Ил-96-400Т (шесть для "Аэрофлот-Карго", дочерней компании "Аэрофлота", и три для компании "Атлант-Союз"), на 10 региональных самолетов Ан-148-100Е для воронежской авиакомпании "Полет", а также на два грузовых Ту-204С для AirBridge Cargo (входит в группу компаний "Волга-Днепр").
Данные о выполненных и текущих заказах ИФК представлены в табл. 2.
Заказчик Тип ВС Количество Статус проекта Таблица 2. Портфель заказов "Ильюшин Финанс Ко." ВЫПОЛНЕННЫЕ КОНТРАКТЫ ОАО "Авиакомпания "КрасЭйр"" Ту-204-100 1 Поставлен в 2003 г. ОАО "Авиакомпания "КрасЭйр"" Ил-96-300 2 Поставлены в 2004 г. ОАО "Владивосток Авиа" Ту-204-300 4 Поставлены в 2005 г. Cubana de Aviacion S.A. Ил-96-300 3 Поставлены в 2005-2007 гг. Итого: 10 ПОДПИСАННЫЕ КОНТРАКТЫ ОАО "Аэрофлот-Карго" Ил-96-400Т 6 Поставка в 2008-2010 гг. ЗАО "Волга-Днепр" Ил-96-400Т 2 Поставка в 2008 г. ОАО "Авиакомпания "Атлант-Союз"" Ил-96-400Т 2 Поставка в 2007 г. Зимбабве Ил-96-400Т/М 5 Поставка в 2008-2009 гг. Управление делами Президента РФ (ГТК "Россия") Ил-96-300VIP 1 Поставка в 2007 г. "Владивосток Авиа" Ту-204-300 2 Поставка в 2008 г. Иран Ту-204-100 5 Поставка в 2008 г. Cubana de Aviacion S.A. Ту-204С 1 Поставка в 2007 г. Cubana de Aviacion S.A. Ту-204-100 2 Поставка в 2007 г. ООО AirBridge Cargo Ту-204С 2 Поставка в 2009 г. ЗАО "Авиакомпания "Авиалинии 400"" Ту-204-100 3 Поставка в 2008 г. ОАО "Авиакомпания "КрасЭйр"" Ан-148-100 10 Поставка в 2008-2010 гг. ФГУАП "Пулково" Ан-148-100 8 Поставка в 2008-2010 гг. ЗАО "Авиакомпания "Полет"" Ан-148-100Е 10 Поставка в 2008-2012 гг. Итого: 59 МЕМОРАНДУМЫ, ОПЦИОНЫ, ПЕРЕГОВОРЫ Венесуэла Ил-96-400 5 Переговоры Silk Route Cargo (Китай) Ил-96-400Т 5 Меморандум ЗАО "Волга-Днепр" Ил-96-400Т 8 Опцион к контракту Сирия Ил-96-400М 3 Соглашение о намерениях Управление делами Президента РФ (ГТК "Россия") Ил-96-300VIP 1 Заявка ФГУАП "Кавминводыавиа" Ту-204-100 2 Заявка ООО AirBridge Cargo Ту-204С 3 Заявка Сирия Ту-204-100 4 Соглашение о намерениях ОАО "Авиакомпания "КрасЭйр"" Ан-148-100 5 Опцион к контракту ФГУАП "Пулково" Ан-148-100 10 Опцион к контракту Cubana de Aviacion S.A. Ан-148-100 3 Меморандум ЗАО "Авиакомпания "АэроСвит"" Ан-148-100 10 Соглашение ЗАО "Авиакомпания "Полет"" Ан-148-100 10 Соглашение ЗАО "Волга-Днепр" Ан-148С 10 Переговоры AiRUnion ("КрасЭйр") SSJ 100 50 Соглашение Китай Ту-204С 10 Заявка Итого: 139 Всего: 208 Источник: ИФК. По словам представителей ИФК, существующий портфель заказов согласован с производственными возможностями предприятий. Тем не менее для их технического перевооружения требуются значительные средства. В течение ближайших пяти лет около 1 млрд долл. планируется инвестировать в обновление производственной базы воронежского ВАСО (производит Ил-96 и начинает выпуск Ан-148), ульяновского "Авиастара" (Ту-204) и казанского КАПО им. Горбунова (Ту-214).
С целью обновления модельного ряда выпускаемой продукции компания ИФК активизировала свое участие в работах по созданию модернизированного облегченного самолета Ту-204СМ, для чего был приобретен самолет Ту-204 (заводской номер 13), на котором и будут проводиться работы. Модернизация предполагает установку обновленного бортового комплекса авионики, унифицированного с Ан-148, замену двигателей на ПС-90А2 (также прорабатываются варианты установки V2500 или CFM56) и обновление ряда других систем. В более далекой перспективе возможна установка крыла из композиционных материалов. Результатом работ должно стать создание семейства ВС различной вместимости с дальностями полета в диапазоне от 4000 до 9000 км.
Россия — одна из немногих стран мира, обладающая значительным внутренним рынком воздушных перевозок, хотя его потенциал, разумеется, в полной мере не раскрыт. Практика показывает, что у российских перевозчиков находят спрос не только иностранные ВС, но и самолеты отечественного производства, которые, надо полагать, в скором времени вполне смогут конкурировать и при отсутствии ставших нелепым анахронизмом сдерживающих пошлин.