Встреча профессионалов

В работе конференции приняли участие руководители ведущих российских и зарубежных авиаперевозчиков и агентств по продаже перевозок, представители государственных учреждений и общественных структур. Организатором встречи выступил журнал «Авиатранспортное обозрение» при участии Ассоциации агентств воздушного транспорта (ААВТ) и консалтинговой фирмы Infomost. Информационную поддержку осуществляли журнал «Турбизнес» и интернет-портал aviaport.ru. Главным итогом мероприятия стало четкое понимание того, что без освоения новых технологий не поможет никакое искусство продаж. Весь мир переходит на электронную продажу перевозок, и России, чтобы не оказаться в числе отстающих, необходимо активизировать работу по их внедрению.

Глобальные перемены в мировой индустрии воздушного транспорта затрагивают, безусловно, и такой важный аспект, как продажи перевозок. Стремление сократить издержки и повысить привлекательность авиапутешествий для клиентов побудило компании, входящие в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA), принять решение о полном переходе к концу 2007 г. на обслуживание по электронным билетам.
Россия стоит перед дилеммой. Жесткие сроки введения e-ticketing в нашей стране, где нет необходимой для этого инфраструктуры и законодательной базы, потребуют огромных расходов, не покрытых источниками финансирования. Вместе с тем отсутствие подобной формы перевозочной документации приведет к очевидным проблемам в развитии международных перевозок и углублении партнерства в форме интерлайн- и код-шеринговых отношений между отечественными и зарубежными компаниями.

Электронные билеты

Первый вице-президент Транспортной клиринговой палаты Александр Русс: "Стоимость организации системы продаж составляет 5–30% от себестоимости перевозок авиакомпании"

Региональный представитель IATA в России и СНГ Дмитрий Шамраев: «Нет никаких санкций за опоздания с внедрением электронных билетов, но сама жизнь заставляет сделать это побыстрее»

Пресс-секретарь Международного аэропорта «Домодедово» Сергей Танащук: «Остается принципиальный вопрос — приведет ли введение электронных билетов к снижению тарифов?» Вопросы, связанные с освоением электронных билетов, стали основной темой обсуждения на конференции. В качестве одной из главных проблем было названо отсутствие юридически корректной нормативной базы по продажам перевозок, самим перевозкам и взаимодействию перевозчиков с аэропортами и агентствами. Как отметил в своем выступлении заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в области гражданской авиации, геодезии и картографии Минтранса Виктор Фурсов, пока фактически работают только документы, созданные на корпоративном уровне в рамках Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (РАЭВТ) и Наблюдательного совета авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ). Оказывается, нелегитимны даже используемые сегодня авиабилеты — как на нейтральных бланках Транспортной клиринговой палаты (ТКП), так и на бланках авиакомпаний. «Внедрение этих бланков проходило в период развала страны в 90-е гг., и сейчас мы столкнулись с такой ситуацией, когда вносить изменения в стандарт отрасли — бланки строгой отчетности — нельзя по той причине, что де-юре такого документа нет».
На сегодня первая задача Департамента гражданской авиации Минтранса — восстановление в приемлемой форме в нынешних условиях той нормативной базы, которая существовала ранее: прежде всего это общие правила перевозок пассажиров, багажа и грузов, затем правила продажи перевозок, правила бронирования, правила применения тарифов и другие документы.
В короткие сроки решить такую задачу невозможно. Основная проблема заключается в том, что во все перечисленные правила должны быть внесены элементы, сложившиеся и формирующиеся на современном рынке, — например, интермодальные перевозки, интерлайн-соглашения и электронная перевозочная документация. Но для этого нет изначальной законодательной базы. Причем, кроме необходимости внесения поправок в Воздушный кодекс, требуется доработка общего законодательства, в первую очередь Гражданского и Налогового кодексов. Очевидно, что предстоит чрезвычайно сложная работа, которая потребует немало времени.
Вместе с тем, как считает первый вице-президент ЗАО «ТКП» Александр Русс, технологически система взаиморасчетов с использованием электронного оформления перевозочных документов на воздушном транспорте России и стран СНГ будет готова уже в декабре 2005 г. «Можно внедрить систему электронных билетов, не нарушая существующего законодательства, — говорит г-н Русс. — Этот промежуточный вариант создаст дополнительную нагрузку для авиакомпаний и агентств, но в случае необходимости мы готовы его предложить». По словам директора Центра технологий и автоматизации ТКП Виктора Могилина, речь идет о «параллельном» существовании электронного и обычного билетов: для перевозок и взаиморасчетов можно использовать электронную базу, а для нужд налоговиков распечатывать электронный билет на стандартном бумажном бланке.
Отдельную, хотя и родственную тему составляет формирование электронной среды для оформления грузовых перевозок, о котором рассказал руководитель Центра продаж по России и СНГ компании AirBridge Cargo Антон Ходаковский. Этот процесс идет со значительным отставанием от внедрения пассажирских электронных билетов. Поскольку грузоперевозки, как правило, связаны с экспортно-импортными операциями, в России работа по электронным накладным документам требует внесения изменений не только в Налоговый, но и в Таможенный кодекс. Кроме того, требуются серьезные доработки грузовых терминалов, складов временного хранения и других объектов инфраструктуры. Вместе с тем отсутствие жестких сроков, принятых в пассажирском сегменте авиаперевозок, оставляет время на необходимые доработки.

Читайте также  Все на экспорт

Нейтральные среды
Другой важной темой, вызвавшей интерес всех участников конференции, стала перспектива взаимодействия на территории России двух нейтральных систем взаиморасчетов. С 1993 г. под управлением НСАВ в России и СНГ действует система взаиморасчетов на воздушном транспорте, услуги которой предоставляет Транспортная клиринговая палата. Данная система позволяет продавать авиаперевозки на нейтральных бланках и осуществлять взаиморасчеты между авиакомпаниями.
Международная система взаиморасчетов BSP под эгидой IATA существует с 1972 г.; в прошлом году российские авиационные власти разрешили работу BSP и на территории России (см. АТО # 57, стр. 7). В своем докладе на конференции региональный представитель IATA в России и СНГ Дмитрий Шамраев сообщил, что нынешней осенью в нашей стране должна начаться опытная эксплуатация системы BSP, а выход на ее полную коммерческую эксплуатацию ожидается в начале следующего года. На сегодняшний день желание участвовать в системе подтвердили около 20 российских авиакомпаний; впоследствии, как полагают представители IATA, их число превысит 40. По словам г-на Шамраева, во всех странах система BSP внедряется с учетом национальных особенностей. Уже сейчас в российской BSP запланирована полностью автоматизированная билетопечать, отсутствие ручных операций и бумажных отчетов и возможность перехода на электронные авиабилеты.
В то же время появление на одной территории двух нейтральных систем взаиморасчетов — событие совершенно уникальное. При этом пропадает само понятие «нейтральности» системы, считает Александр Русс, что может оказать негативное влияние на весь рынок авиаперевозок: «Если государство так решило, значит, так надо. Но возможные последствия подобного эксперимента никому не известны».

Рабочие нюансы
Разумеется, в ходе конференции обсуждалось и множество других интересных тем, как во время выступлений участников и следующих за ними дискуссиях, так и в ходе кулуарного общения профессионалов — участников рынка. Собственно говоря, возможность вырваться из рабочей круговерти и пообщаться с партнерами и конкурентами на нейтральной территории — это едва ли не самое главное достоинство подобных конференций. И только став его участником, можно почувствовать всю привлекательность такого мероприятия.

Читайте также  Авиакомпания AirBridge Cargo расширяется в Германии

Добавить комментарий