В работе конференции приняли участие руководители ведущих российских и зарубежных авиаперевозчиков и агентств по продаже перевозок, представители государственных учреждений и общественных структур. Организатором встречи выступил журнал «Авиатранспортное обозрение» при участии Ассоциации агентств воздушного транспорта (ААВТ) и консалтинговой фирмы Infomost. Информационную поддержку осуществляли журнал «Турбизнес» и интернет-портал aviaport.ru. Главным итогом мероприятия стало четкое понимание того, что без освоения новых технологий не поможет никакое искусство продаж. Весь мир переходит на электронную продажу перевозок, и России, чтобы не оказаться в числе отстающих, необходимо активизировать работу по их внедрению.
Глобальные перемены в мировой индустрии воздушного транспорта затрагивают, безусловно, и такой важный аспект, как продажи перевозок. Стремление сократить издержки и повысить привлекательность авиапутешествий для клиентов побудило компании, входящие в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA), принять решение о полном переходе к концу 2007 г. на обслуживание по электронным билетам.
Россия стоит перед дилеммой. Жесткие сроки введения e-ticketing в нашей стране, где нет необходимой для этого инфраструктуры и законодательной базы, потребуют огромных расходов, не покрытых источниками финансирования. Вместе с тем отсутствие подобной формы перевозочной документации приведет к очевидным проблемам в развитии международных перевозок и углублении партнерства в форме интерлайн- и код-шеринговых отношений между отечественными и зарубежными компаниями.
Электронные билеты
Первый вице-президент Транспортной клиринговой палаты Александр Русс: "Стоимость организации системы продаж составляет 5–30% от себестоимости перевозок авиакомпании"
Региональный представитель IATA в России и СНГ Дмитрий Шамраев: «Нет никаких санкций за опоздания с внедрением электронных билетов, но сама жизнь заставляет сделать это побыстрее»
Пресс-секретарь Международного аэропорта «Домодедово» Сергей Танащук: «Остается принципиальный вопрос — приведет ли введение электронных билетов к снижению тарифов?» Вопросы, связанные с освоением электронных билетов, стали основной темой обсуждения на конференции. В качестве одной из главных проблем было названо отсутствие юридически корректной нормативной базы по продажам перевозок, самим перевозкам и взаимодействию перевозчиков с аэропортами и агентствами. Как отметил в своем выступлении заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в области гражданской авиации, геодезии и картографии Минтранса Виктор Фурсов, пока фактически работают только документы, созданные на корпоративном уровне в рамках Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (РАЭВТ) и Наблюдательного совета авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ). Оказывается, нелегитимны даже используемые сегодня авиабилеты — как на нейтральных бланках Транспортной клиринговой палаты (ТКП), так и на бланках авиакомпаний. «Внедрение этих бланков проходило в период развала страны в 90-е гг., и сейчас мы столкнулись с такой ситуацией, когда вносить изменения в стандарт отрасли — бланки строгой отчетности — нельзя по той причине, что де-юре такого документа нет».
На сегодня первая задача Департамента гражданской авиации Минтранса — восстановление в приемлемой форме в нынешних условиях той нормативной базы, которая существовала ранее: прежде всего это общие правила перевозок пассажиров, багажа и грузов, затем правила продажи перевозок, правила бронирования, правила применения тарифов и другие документы.
В короткие сроки решить такую задачу невозможно. Основная проблема заключается в том, что во все перечисленные правила должны быть внесены элементы, сложившиеся и формирующиеся на современном рынке, — например, интермодальные перевозки, интерлайн-соглашения и электронная перевозочная документация. Но для этого нет изначальной законодательной базы. Причем, кроме необходимости внесения поправок в Воздушный кодекс, требуется доработка общего законодательства, в первую очередь Гражданского и Налогового кодексов. Очевидно, что предстоит чрезвычайно сложная работа, которая потребует немало времени.
Вместе с тем, как считает первый вице-президент ЗАО «ТКП» Александр Русс, технологически система взаиморасчетов с использованием электронного оформления перевозочных документов на воздушном транспорте России и стран СНГ будет готова уже в декабре 2005 г. «Можно внедрить систему электронных билетов, не нарушая существующего законодательства, — говорит г-н Русс. — Этот промежуточный вариант создаст дополнительную нагрузку для авиакомпаний и агентств, но в случае необходимости мы готовы его предложить». По словам директора Центра технологий и автоматизации ТКП Виктора Могилина, речь идет о «параллельном» существовании электронного и обычного билетов: для перевозок и взаиморасчетов можно использовать электронную базу, а для нужд налоговиков распечатывать электронный билет на стандартном бумажном бланке.
Отдельную, хотя и родственную тему составляет формирование электронной среды для оформления грузовых перевозок, о котором рассказал руководитель Центра продаж по России и СНГ компании AirBridge Cargo Антон Ходаковский. Этот процесс идет со значительным отставанием от внедрения пассажирских электронных билетов. Поскольку грузоперевозки, как правило, связаны с экспортно-импортными операциями, в России работа по электронным накладным документам требует внесения изменений не только в Налоговый, но и в Таможенный кодекс. Кроме того, требуются серьезные доработки грузовых терминалов, складов временного хранения и других объектов инфраструктуры. Вместе с тем отсутствие жестких сроков, принятых в пассажирском сегменте авиаперевозок, оставляет время на необходимые доработки.
Нейтральные среды
Другой важной темой, вызвавшей интерес всех участников конференции, стала перспектива взаимодействия на территории России двух нейтральных систем взаиморасчетов. С 1993 г. под управлением НСАВ в России и СНГ действует система взаиморасчетов на воздушном транспорте, услуги которой предоставляет Транспортная клиринговая палата. Данная система позволяет продавать авиаперевозки на нейтральных бланках и осуществлять взаиморасчеты между авиакомпаниями.
Международная система взаиморасчетов BSP под эгидой IATA существует с 1972 г.; в прошлом году российские авиационные власти разрешили работу BSP и на территории России (см. АТО # 57, стр. 7). В своем докладе на конференции региональный представитель IATA в России и СНГ Дмитрий Шамраев сообщил, что нынешней осенью в нашей стране должна начаться опытная эксплуатация системы BSP, а выход на ее полную коммерческую эксплуатацию ожидается в начале следующего года. На сегодняшний день желание участвовать в системе подтвердили около 20 российских авиакомпаний; впоследствии, как полагают представители IATA, их число превысит 40. По словам г-на Шамраева, во всех странах система BSP внедряется с учетом национальных особенностей. Уже сейчас в российской BSP запланирована полностью автоматизированная билетопечать, отсутствие ручных операций и бумажных отчетов и возможность перехода на электронные авиабилеты.
В то же время появление на одной территории двух нейтральных систем взаиморасчетов — событие совершенно уникальное. При этом пропадает само понятие «нейтральности» системы, считает Александр Русс, что может оказать негативное влияние на весь рынок авиаперевозок: «Если государство так решило, значит, так надо. Но возможные последствия подобного эксперимента никому не известны».
Рабочие нюансы
Разумеется, в ходе конференции обсуждалось и множество других интересных тем, как во время выступлений участников и следующих за ними дискуссиях, так и в ходе кулуарного общения профессионалов — участников рынка. Собственно говоря, возможность вырваться из рабочей круговерти и пообщаться с партнерами и конкурентами на нейтральной территории — это едва ли не самое главное достоинство подобных конференций. И только став его участником, можно почувствовать всю привлекательность такого мероприятия.