Грузовое расширение

Московские аэропорты активно занимаются строительством новых грузовых терминалов и модернизацией существующих. Это будет способствовать развитию рынка авиационных грузоперевозок в московском регионе в целом и увеличению доходов аэропортов от неавиционной деятельности.

Татьяна КОМАРОВА, ИД "КоммерсантЪ", — специально для АТО
Российский рынок грузовых авиаперевозок интенсивно растет. Так, по данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), в первой половине 2008 г. объем перевозок грузов и почты увеличился на 27,5% по сравнению с первой половиной 2007 г., а за 2007 г. возрос на 17% по сравнению с 2006 г.; при этом интенсивнее растут международные перевозки. Развитие грузоперевозок в московском авиаузле стимулируют несколько факторов. Московский регион становится все более активным потребителем товаров, доставляемых воздушным транспортом, а развитие мультимодальных перевозок позволяет охватить почти всю европейскую часть России. Кроме того, Москва традиционно служит транзитным узлом на маршруте Юго-Восточная Азия — Европа, грузопотоки по которому постоянно растут. Вместе с тем стоит отметить, что с географической точки зрения Новосибирск и Алма-Ата имеют преимущества перед Москвой (плечи двух сегментов маршрута более симметричны, что позволяет оптимизировать соотношение коммерческой загрузки и топлива). Поэтому, чтобы сохранить позиции на рынке грузоперевозок, московским аэропортам необходимо создавать для авиаперевозчиков другие преимущества.
Неудивительно, что у всех трех ведущих московских аэропортов есть планы по строительству или модернизации грузовых мощностей. Сейчас по объему перевозок грузов и почты лидирует Шереметьево (в 2007 г. этот показатель, по данным аэропорта, составил 157740 т). Чуть-чуть отстает Домодедово — в 2007 г. объем перевозок достиг 133662 т. Существенно отстает от лидеров аэропорт Внуково, через который в прошлом году было перевезено 24406 т груза. Но реализация проектов развития может изменить картину рынка.

Передача полномочий
Аэропорт Шереметьево давно пытается увеличить свои грузовые мощности — впервые проект строительства нового грузового терминала был разработан в 2006 г. Позже декларировалось, что в апреле 2007 г. строительство началось; но сроки все переносились, и в конце концов руководство аэропорта пришло к тому, чтобы отказаться от идеи самостоятельного строительства грузового терминала и управления им. За рубежом бизнес аэропортов и грузовых терминалов чаще всего разделен, но в России такая практика пока не распространена. В мае 2008 г. гендиректор ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" Михаил Василенко подписал договор с ООО "ТрансГрупп АС" о сооружении нового грузового терминала. По договору "ТрансГрупп АС" инвестирует в объект, строит его и будет выступать оператором. Это не первый опыт сотрудничества партнеров — "ТрансГрупп АС" вместе с РЖД уже участвовала в проекте строительства железной дороги до Шереметьево.
По планам руководства аэропорта, Шереметьево первым в России введет в строй мультимодальный грузовой комплекс с возможностью перевалки грузов с использованием воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта. "Реализация строительства нового терминала, с учетом уникального географического положения Шереметьево, создает для аэропорта потенциал стать первым в МАУ крупнейшим транспортно-грузовым центром с возможностью обработки грузов на водном, воздушном, железнодорожном и автомобильном транспорте", — полагают в компании.
На первом этапе, до конца 2009 г., будет построен терминал площадью 10 тыс. м2, на втором, до 2011 г., площадь терминала будет увеличена еще на 10 тыс. м2. На первом этапе пропускная мощность составит 100 тыс. т в год с удвоением ее через 1,5-2 года. На территории будут расположены офисы для грузовладельцев, авиакомпаний, других служб. Общий объем инвестиций составит около 1 млрд руб.
Терминал будет отвечать всем требованиям таможенного и пограничного законодательства РФ, на его территории должны осуществляться все необходимые процедуры контроля. Комплекс будет способен принимать и обрабатывать широкую номенклатуру грузов — от требующих специального температурного и санитарного контроля до крупногабаритных грузов и почты.
Тем самым Шереметьево упрочит свою универсальность — одно из главных конкурентных преимуществ этого аэропорта. "В отличие от Домодедово аэропорт Шереметьево предоставляет перевозчикам возможность выбирать провайдеров услуг: на сегодняшний день здесь работают три поставщика складских услуг со значительными площадями, предназначенными для хранения разных видов грузов. Здесь также имеется возможность для специализированных перевозок опасных грузов ("Шереметьево-Карго") и проведения погрузо-разгрузочных работ на рамповых самолетах (Международный аэропорт Шереметьево). Шереметьево можно назвать наиболее универсальным из аэропортов Москвы", — говорит гендиректор авиакомпании AirBridge Cargo Геннадий Пивоваров.
"В грузовой комплекс "ТрансГрупп" войдут объекты, которые позволят полностью обрабатывать все типы груза, включая доставку в город железнодорожным и автомобильным транспортом", — рассказывает Николай Шаров, заместитель гендиректора "ТрансГрупп АС". С учетом начала регулярных железнодорожных перевозок пассажиров в аэропорт Шереметьево с Савеловского вокзала часть грузов нового терминала может перевозиться в специализированных багажных вагонах, что позволит существенно сэкономить затраты и время для клиентов, чей груз будет доставляться в центр столицы. Авиаперевозчики получат новые сервисы, а аэропорт рассчитывает значительно увеличить свои доходы и диверсифицировать бизнес.

Читайте также  Перпендикулярная полоса

Поступательные загрузки
В отличие от своего главного конкурента, Домодедово не планирует в чистом виде строительство нового грузового терминала. Аэропорт сфокусирован прежде всего на развитии пассажирских перевозок, но работы по грузовым при этом ведутся планомерно. Площадь существующего грузового терминала невелика по сравнению с тем, что планируют построить конкуренты: она составляет около 13 тыс. м2. Но это пространство используется максимально эффективно: его пропускная способность составляет до 800 т груза в сутки, то есть до 292 тыс. т в год (правда, до таких объемов грузоперевозок аэропорт пока не дошел). Кроме того, терминал хорошо оснащен технически. Это позволяет принимать разные грузы, в том числе и радиоактивные. Поэтому дальнейшее развитие грузовой части аэропорта будет происходить не экстенсивным, а интенсивным путем: предполагается увеличение площади складов, внедрение технологии радиочастотной идентификации объектов (RFID) при обработке грузов, увеличение доли обработки пакетированного груза, создание новых транспортно-логистических цепочек отправки грузов, дальнейшее формирование собственной сети продаж грузовых перевозок. В ближайшие два-три года будут построены дополнительные площади — около 14 тыс. м2. За счет этого емкость грузового терминала планируется удвоить.
Второе направление развития грузоперевозок — это создание комплекса по обработке грузов с привлечением одного из крупных перевозчиков. В состав комплекса войдут ангары для самолетов, склады для грузов, транспортная ветка и прочая необходимая для карго-агентов инфраструктура. Пока проект находится в стадии проработки, поэтому его точные параметры неизвестны. Строительство карго-комплекса позволит решить одну из главных проблем существующего грузового терминала — проблему недостаточного количества складских помещений и техники, необходимой для работы с тяжелыми и негабаритными грузами, которые перевозятся рамповыми самолетами. Правда, пока непонятно, будет ли исправлен такой недостаток, как значительная удаленность грузового терминала от стоянки самолетов.
Реализация проектов создания карго-центра и модернизации существующего терминала начнутся в следующем году. При этом для управления проектом после его завершения "Ист Лайн" хочет привлечь стороннего оператора. К 2010 г. аэропорт рассчитывает увеличить объем грузопотока на 42% — до 190 тыс. т в год.
В целом особой обеспокоенности своим положением на рынке грузоперевозок в МАУ компания не проявляет. Как говорит председатель совета директоров группы "Ист Лайн" Дмитрий Каменщик, "доходы от перевозки грузов важны, но они не могут доминировать в нашей структуре доходов". "Мы объективно оцениваем долгосрочные перспективы и понимаем, что площадей для развития у нас больше, чем в других московских аэропортах", — добавляет пресс-секретарь аэропорта Домодедово Эльдар Тузмухаметов.

Читайте также  Авиакомпания AirBridgeCargo начала полеты в Чикаго

Тяжелая доля
Во Внуково почтово-грузовой терминал будет строиться одновременно с новым пассажирским и рядом с ним. Вначале предполагалось, что комплекс будет введен в строй в 2007 г., но сроки строительства соблюдены не были. Теперь руководство аэропорта рассчитывает на сдачу комплекса в 2008 г. Терминал во Внуково тоже будет интермодальным. Его основная функция — обработка и хранение грузов и почты в аэропорту при организации перевозок на воздушном, автомобильном и железнодорожном транспорте, а также оказание услуг по таможенному оформлению, агентской и экспедиторской деятельности. Площадь терминала составит 57 тыс. м2, пропускная способность — 150 тыс. т в год. С вводом в действие нового терминала Внуково потенциально сможет более чем в семь раз увеличить объем грузоперевозок, но для реализации этих возможностей необходимо еще дополнительно привлекать в аэропорт крупные грузовые авиакомпании.
Новый терминал будет примыкать к новому зданию аэровокзала, что, как планируют руководители аэропорта, позволит в максимально сжатые сроки доставлять груз к местам стоянок самолетов и сократить время, отведенное на прием груза для воздушной перевозки, до трех часов до начала рейса. Работать терминал будет круглосуточно. На первом уровне расположатся склады хранения грузов любой категории, в том числе опасных, радиоактивных, ценных, требующих определенных температурных условий, тяжеловесных и других, на втором уровне — склады хранения товаров магазинов беспошлинной торговли и экспресс-грузов. Общая площадь складов составит около 20 тыс. м2.
Грузовой терминал, по замыслу руководства аэропорта, будет представлять собой бизнес-центр, объединяющий участников процесса грузоперевозки в единую логистическую цепочку, что позволит существенно сократить время обработки каждой заявки. В рамках эксперимента на базе нового терминала создадут московский центр экспресс-перевозок. Аэропорт Внуково готов предоставить экспресс-перевозчикам изолированные зоны на территории для организации складов и офисов и перспективу расширения возможностей для обработки экспресс-грузов. Инвестиции в проект превысят 40 млн долл. Но лидером по объему грузоперевозок в МАУ Внуково, скорее всего, не станет — для аэропорта гораздо важнее пассажирские и деловые перевозки, а также обслуживание литерных рейсов.

Читайте также  Boeing 747-8 Freighter сертифицирован в России и СНГ

Добавить комментарий